Дополнительные материалы по Бринеру Юлию Ивановичу



Записка Ю.И. Бринера о каботаже.

Труды Ш Хабаровского съезда «сведущих людей». Обработал по поручению бывшего Приамурского генерал-губернатора, генерал-адьютанта, барона Андрея Николаевича Корфа, агроном Н.А. Крюков. Хабаровка. 1893 г.

       Господину Владивостокскому Городскому Главе.
       В ответ на запрос Управы от 5 декабря 1891 г. за № 2568 относительно того, какие меры могут быть приняты для развития каботажа в водах нашего Дальнего Востока, я имею честь доложить мое мнение относительно данного вопроса. Говоря о прибрежной торговле, я разделяю таковую на две категории: 1) та, которая производится паровыми и парусными судами такого устройства и с таким составом команды, что можно пускаться в плавание в пределах Японского и Охотского морей и Татарского пролива. 2) местная или малая прибрежная торговля, пределы коей составляют Ольга и Посьет, и которая, за исключением пароходов Шевелева, главным образом производится при посредстве китайских шлюпок. Относительно первой категории сумма в 1500 рублей, имеющаяся в распоряжении Господина Губернатора, недостаточна для принятия действительной меры, так как вопрос о поддержке в этом случае тесно связан с ловлею рыбы, китов и охотой, т.е таких промыслов, которые еще нужно создать, почему этот вопрос должен быть рассмотрен специально.
       Мне кажется, что прежде всего те средства, которые имеются в распоряжении, должны  быть обращены к мерам поддержания малого каботажа и тем подготовить почву для развития общего.
       Мерами, которые по моему мнению должны быть приняты в этом направлении, могут быть следующие: 1) Комиссия, составленная из сведущих людей, знакомых с нуждами каботажа, должна определить типы наиболее подходящих для этой цели судов с тем расчетом, чтобы обладая парусными и морскими качествами, они в то же время  были бы в состоянии по своему углублению входить в устья мелких речек. 2) На средства, предоставленные в распоряжение Господина Губернатора для этой цели, приготовить модели судов и выставить таковые в подходящих местах, отдавая их бесплатно всем лицам, пожелающим строить суда подлинной модели. 3) Вырубка необходимого материала для постройки должна быть предоставлена во всех местах, где строителю может показаться наиболее подходящим , и лесничим должно быть предоставлено право выдавать на порубку леса билеты бесплатно, или если  подобное будет найдено невозможным, то в этом случае попенные деньги должны взиматься по окончании постройки судна и не за каждое срубленное дерево или часть его, употребленных на постройку, а целое судно, судя по его размеру, что облегчит трудность самой вырубки леса, так и не обходимого затем освидетельствования лесничими прежде начала постройки. 4) Для лиц, которые пожелали бы специально заняться постройкой судов, необходимо отвести место в удобной гавани на необременительных условиях на период времени, в течении которого место будет занято для этой цели. И отвод места должен быть произведен немедленно, избегая таким образом проволочек , обескураживающих часто подобные предприятия. 5) Некоторые из здешних торговых фирм должны быть приглашены к участию в мерах к развитию каботажа тем, что будут иметь у себя и объявлять  для продажи по пониженным ценам материалы, необходимые для постройки и снабжения судов как то: гвоздей, болтового железа, парусины, веревок, цепей, якорей, блоков и т.п., которые в настоящее время очень дороги и трудно приобретаемы. 6) Владельцам судов местной постройки должна быть ежегодно выдаваема премия по грузоспособности судна и добавочная премия за каждого русского матроса, находящегося на судне. Число русских на судне должно быть регулировано величиною судна и для примера можно руководствоваться следующим расчетом: на 2-3 человека, по крайней мере хозяин или старший на судне должен быть русским, на 3-5 человек , старший и 1 матрос русские. 6-8 человек, старший и 2 матроса русские. И в будущем обязательство иметь большее количество русских может быть увеличено.
       Суда, желающие иметь премию, должны регистрироваться в Управе, которая назначает лицо для осведетельсвования  команды на судне и выдачи сертификата, который заносится в вахтенном журнале, содержимом на судне ежемесячно. Для определения суммы премии все кандидаты на таковую должны регистрироваться в течение апреля месяца.
       В заключении могу предложить то, чтобы владельцы судов, желающие выписать хороших моряков или рыбаков из России, могли бы иметь привилегию бесплатного провоза их на пароходах Добровольного Флота, от судовладельцев – же можно требовать гарантии для занятия людей, вывезенных таким образом, в каботажном и рыбном промысле, и при такой гарантии можно ожидать, что контингент моряков будет вполне добропорядочный.
  Ю. Бринер.
Владивосток. 3 февраля 1892 г.



Главная
Все права защищены 2011 г. Все материалы сайта, в том числе фотоматериал, являются собственностью авторов.
Перепечатка материалов возможна, только при наличии предварительного согласования с авторами
материалов и наличии в используемых материалах прямых ссылок на сайт. E-mail: