Сибиряки - защитники столицы

Сибиряки - защитники столицы

Сообщение admin » 24 дек 2012, 19:09

К 70-летию победы под Москвой

СИБИРЯКИ – ЗАЩИТНИКИ СТОЛИЦЫ.

О датах битвы под Москвой идут споры. Историк Карем Раш пишет: «Сражение имеет твёрдые временные границы. Началось 30 сентября 1941 года. Завершилось 20 апреля 1942 года». Но в положении о медали «За оборону Москвы» указано, что ею награждаются участники боёв и жители, трудившиеся в Москве и Подмосковье с 19 октября 1941 г. по 25 января 1942 г. К сожалению, кое-кто укорачивает этот срок до 5 декабря 1945 года - начала контрнаступления, мол, далее всё ясно. На самом деле люди сражались и гибли за столицу и раньше, и позже. Кроме того, пресса, телевидение оставляют в тени роль в этой битве сибиряков и дальневосточников.
Первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне был сибиряк Пётр Харитонов, бывший учитель 12-й школы Улан-Удэ. Лётчиком стал, окончив здесь курсы Осоавиахима. 26 июня 1941 г. он на истребителе И-16 вступил в бой с Юнкерсами. Когда кончились патроны, он винтом подсёк хвост Юнкерса, и тот рухнул на землю, а Пётр чудом посадил свой самолёт.
Осенью 1941 года я, второклассник 10-й школы Улан-Удэ увидел у театра оперы огромную карту СССР. Чёрная линия фронта, как удавка, готовилась обвить столицу. Люди спорили, сдадут ли Москву, как в 1812 году, или она выстоит. Перелом в оборону внесли сибиряки. Мой сокурсник по МГУ Лев Спиридонов вспоминал, какое впечатление произвели сибиряки на его отца-воина. Бывалые охотники, привыкшие смотреть опасности в глаза, удивляли спокойствием, основательностью в подготовке к боям, заряжая уверенностью соседей по обороне.
13 октября в сражении у Бородино танковую дивизию СС «Рейх» остановила 32-я сибирская дивизия В.И. Полосухина. (В книге «Памятные места битвы под Москвой» Н. Костарев пишет, что дивизия Полосухина прибыла с Дальнего Востока.) В 1812 году у Бородино сражались воины Сибирской дивизии. Тогда силы русских и французов были примерно равны, а в 1941-м наступающих было втрое больше. Когда ринулись фашистские танки, сибиряки противотанковыми ружьями, бутылками с зажигательной смесью остановили их. Здесь впервые были использованы зенитки, которые насквозь прошивали вражескую броню. Сибиряки уничтожали танки, как зверьё в тайге. Когда экипажи стали выпрыгивать, они стрельбой и штыками добивали их. 117 танков, 10 тысяч эсэсовцев пали у Бородино. В сентябре 1812 года битва шла три дня, 7-9 сентября, а в октябре 1941-го почти неделю 13 – 18 октября. Немцы так и не прошли Бородино, обойдя его стороной. Сибиряков погибло тоже много, но точных цифр потерь найти не удалось. И горько, что погибшие в Бородино не имели права на медаль «За оборону Москвы», ведь награждали лишь с 19 октября. Гитлеровцам пришлось обойти Бородино, а оставшиеся в живых сибиряки отступили лишь по приказу.
В июле 1941 года на Минском шоссе, в 125 км от Москвы, началось долгое сражение под Ельней. Им руководил Г.К. Жуков. «Ельнинская операция была моей первой самостоятельной операцией», - вспоминал он. Вот как описал одно из первых сражений Карем Раш в книге «Сибиряки против СС» (М. 1989).
«Пехота дивизии «Райх» шла во весь рост… То была самая крупная психическая атака за войну. Полк за полком спускался с холмов в чёрных эсэсовских мундирах. Молча, под рокот танков, без выстрела шагали они, зачарованные собственной поступью, опьянённые силой. Горизонт был чёрен от их мундиров. Они шли, несмотря на беглый ружейный огонь. Шли любимые «Нибелунги» Гитлера. Шли 18-19-летние юноши, цвет Германии. Напряжение достигло предела. Из наших окопов нет-нет да и стали выбегать солдаты… И тут грянул вдруг невиданный мощи мужской хор: «Широка страна моя родная!» Это запели сибирские полки и, став во весь рост, пошли навстречу… Русский штыковой удар – вершина боевой соборности национального духа… Обе рати сошлись под августовским небом. Удар сибиряков можно сравнить только со страшной волной цунами… Так двигалась волна народного гнева от тихоокеанского берега Отечества… (ведь сибиряки пришли под Москву с Тихого океана), докатилась до Москвы»… После того боя фашисты не шли в психические атаки. А сибиряки задержали эсэсовцев до середины октября. Наши войска уничтожили под Ельней 47 тысяч фашистов, задержав их на два с лишним месяца.
18 сентября 1941 г. Нарком Обороны И.В. Сталин издал приказ № 308 о 24 армии сибиряков. Написанный по итогам доклада Жукова, «Приказ отметил в сибиряках несокрушимое душевное равновесие, - пише К. Раш, - Ставка в два с половиной месяца постигла характер сибиряка с точностью, для которой науке потребовалось два столетия экспедиций и командировок фольклористов, историков, антропологов»… Так 24-я армия сибиряков… стала колыбелью новой гвардии… Так Ельня стала родиной советской гвардии». Гвардейцам пошили особую форму одежды…
И всё же в ноябре фашисты вплотную подошли к столице. Положение удручающее. Жуков, командующий обороной Москвы, узнал, что на главном участке «только 90 тысяч солдат да один снаряд на пушку в сутки». Но 93-я Восточно-Сибирская дивизия (командир Эрастов), сформированная из жителей Бурят-Монголии, Иркутской, Читинской областей, в октябре 1941 г. остановила под Тулой танки Гудериана. Он докладывал Гитлеру, что виной тому – «свежие сибирские силы». Позже дивизия Эрастова остановила сотню танков и две пехотные дивизии у Нарофоминска.
Гитлер приказал взять Москву и провести парад на Красной площади. Парад состоялся, но 7 ноября в нём шли наши войска. Цена - тысячи защитников, в том числе и сибиряков, погибших в Подмосковье. Точных цифр я , сожалению, не нашёл.
После депеш Рихарда Зорге о том, что японцы откладывают нападение, по Транссибу помчались эшелоны сибиряков и приморцев. 36 эшелонов дивизии полковника А.П. Белобородова, сформированной в Иркутске, прибыли в Москву. Потомственный сибиряк, сын таёжного охотника, успел в 1921 году повоевать против Колчака.
Позже Рокоссовский напишет: «Трудно даже сказать, насколько своевременно влились сибиряки в ряды наших войск! Если под Волоколамском великую роль сыграла дивизия Ивана Васильевича Панфилова, то в ноябре не менее значительный вклад в решающие бои за Москву внесла дивизия полковника Афанасия Павлантьевича Белобородова… Сибиряки шли на врага во весь рост. Противник был смят, опрокинут, отброшен». Примерно в то же время с Дальнего Востока прибыло пять бригад по пять тысяч человек – матросы Тихоокеанского флота и Амурской флотилии.
Из 25 морских стрелковых бригад, защищавших столицу, 12 были амурские и тихоокеанские. Они защищали Москву у Солнечногорска, Дмитрово, Яхромы. Фашисты, узнав, что против них прибыли дальневосточники, да ещё в бескозырках, впали в уныние. Они уже по Одессе и Севастополю знали, что матросы дерутся, как морские дьяволы. Но сколько их полегло, защищая столицу! В селе Белый Раст, под Дмитровом, в братской могиле лежит сразу 68 тихоокеанцев…
5 декабря 1941 года поступил приказ о контрнаступлении. Кроме дивизий Полосухина и Эрастова, в нём участвовала дивизия Белобородова и танковая дивизия Гетмана, прибывшая из Сибири, и части из Новосибирска, Красноярска, с Алтая и Урала. Они ведь тоже сибиряки и братья по духу.
Наступление у Клина началось в 6 утра 6 декабря. Его ярко описал Карем Раш. В полной тьме и тишине бойцы армии Лелюшенко, ядром которой были сибиряки, только что прибывшие на фронт, на лыжах прошли к позициям противника и, застав врасплох спящих фашистов, увидев остывшие танки, уничтожили их экипажи и на рассвете прорвали оборону на пять км вглубь, а шириной - на 5 км. И вскоре освободили Калинин, Калугу, Можайск, Бородино, Ельню…
Два моих дяди - Платон Ажеев, Павел Шангаев, погибли на подступах к Москве, а дядя Максим Тасханов, танкист, - в Орловско-Курской битве. Мой тесть Борис Дагбаев, которого я не видел, погиб 2 февраля 1945 года в Чехословацком котле. Горевали не только матери на Моховой и Малой Бронной, не дождавшиеся сыновей, но и сотни тысяч сибирячек, чьи мужья и сыны погибли, защищая Москву.
Бамовец Евгений Самарин в рассказе «Звёзды над Типуками» описал трагедию прибайкальского села. В годы войны мужики ушли на фронт и погибли. А бабы и старушки, не дождавшись мужей и сыновей, разъехались по родичам. Сейчас на месте Типуков - кладбище и остатки изб с фанерными звёздами, которыми помечали семьи фронтовиков. Я знал о гибели бесперспективных сёл, а о селе, погибшем в пяти тысячах километрах от фронта, прочёл впервые.
Проплыв и объехав Байкал, я всюду – в Баргузине, Нижнеангарске, Турке, Усть-Орде, на Ольхоне и других местах, видел обелиски с именами жителей, погибших на фронтах. В Баргузинской долине есть сёла, где, как и в Типуках, не вернулись все ушедшие на фронт. Большинство погибло под Москвой, когда сибиряки в 1941-м грудью встали за столицу.
Буряты - не малочисленная нация, а самый крупный народ Сибири. Больше якутов, алтайцев, тувинцев, эвенков. Более ста Героев Советского Союза дали Иркутская область, Бурятия и Забайкалье. Среди них буряты - снайпер Жамбыл Тулаев, уничтоживший 313 фашистов, комбат Дарма Жанаев, генерал Илья Балдынов, артиллеристы Владимир Борсоев и Василий Хантаев. 20-летний Василий, уроженец Иркутской области, 1 мая 1945 года в Берлине после гибели двух товарищей, уничтожил 76-мм пушкой 9 противотанковых орудий, 9 машин с фауст-патронами, 4 бронетранспортёра, 7 мотоциклов. Несмотря на ранения, он завершил бой, взяв в плен 33 фашиста. О присвоении звания Героя Василий узнал через два месяца в госпитале.
Бывшие охотники, лесорубы, чабаны, рабочие Сибири сражались за Москву, Ленинград, Сталинград, побеждали в Орловско-Курской битве, штурмовали Берлин. Но вот горькие реалии последних лет – борясь против «незаконных мигрантов» из Средней Азии, в Москве стали преследовать коренных жителей России – бурят, калмыков, алтайцев и других лиц азиатской внешности. Так в Москве были избиты ветераны войны буряты Андрей Семёнович Антонов и Норбо Номогонов. Морского пехотинца Норбо повалили на землю и ногами выбили глаз. В Воронеже, на первенстве России, избиты бурятские стрелки из лука. Сотрудник Московского банка 25-летний бурят Коля Прокопьев, рослый богатырь, погиб у метро Новогиреево от двадцати ножевых ран. В Санкт-Петербурге зарезаны 7-летняя таджичка и 17-летняя бурятка. От рук «борцов за чистоту России» погиб якут Сергей Николаев, гроссмейстер по шахматам…
Виноваты не только скинхеды, но и историки, политики. Недооценивая значение великой общности россиян в далёком и недавнем прошлом, они не воскрешают былую дружбу народов. А ведь буряты в 1812 году вместе с русскими сражались в Селенгинском полку на Бородинском поле 1812 г. и в Крымской войне 1854-55 годов. Калмыцкие конники в 1814 году вошли в Париж. Что делать? Не кричать же: «Я сибиряк с Байкала». «Мои предки - казаки!» Вряд ли это остановит ослеплённых дикой яростью скинхедов. Но что-то делать надо!
Чтобы не заканчивать на неприятной ноте, расскажу о яркой судьбе бурятского юноши. Утром 22 июня 1941 года выпускники Мухоршибирской средней школы ушли на хребет. Гуляли, ели, пели песни, а, вернувшись, узнали о войне. Улзы-Жаргал Дондоков пошёл в военкомат. В декабре прибыл на защиту Москвы. Удивился, что ему достался монгольский конь. Оказалось, все кавалеристы генерала Доватора - на таких же конях. Монголия подарила Советскому Союзу более полумиллиона лошадей!
Совершая рейды по тылам врага в Подмосковье, юный кавалерист позже форсировал на конях Десну, Днепр, Припять, Вислу, а в мае 45-го – напоил своего коня в Одере. Это был пятый, а четверо погибли под ним. Сам Улзы-Жаргал был четырежды ранен и плакал над убитыми конями. После войны, окончив Ленинградский университет, Дондоков работал в Монголии, Киргизии. Написал книгу «От Москвы до Берлина на боевом коне»! Защитив докторскую диссертацию, стал профессором Бурятского университета.
Увидев портреты Дондокова в интернете, с удивлением узнал его. В 1966-м я работал с ним в БКНИИ (Улан-Удэ). Он не выпячивал своих заслуг в науке, не надевал боевых наград. Держался скромно, хотя у него были 4 ордена – два Красной звезды, Славы и Отечественной войны, много боевых медалей. Самая дорогая - «За оборону Москвы». А последняя - «За взятие Берлина». Между прочим, медаль за Москву он получил позже, т.к. она учреждена Указом 1 мая 1944 г., а в боях было не до неё. До 1962 года этой медали удостоилось 447 тысяч воинов и тружеников тыла, из них 20 тысяч подростков! В 1995 году число награждённых увеличилось до 1 млн. 26 тысяч 600 человек. А сколько защитников Москвы погибло на её рубежах до и позже срока, указанного в положении о медали! А они ведь тоже достойны награды, но…
На снимке: Защитник Москвы Улзы-Жаргал Дондоков.
(Советую найти снимки приморцев. Они наверняка есть, но решайте сами).

Владимир БАРАЕВ.
admin
Администратор
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 31 авг 2011, 12:21

Вернуться в Владимир Владимирович Бараев

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1