Бринер Юлий Иванович

(1849 - 1920)

       С этого человека началась история семьи Бринер на Дальнем Востоке России. Приехав во Владивосток, в середине семидесятых годов XIX века никому не известным купцом, он за 45 лет создал в Приморье настоящую индустриальную империю.
       Юлиус Йозеф (он же Юлий Иванович) Бринер родился в 1849 году в Швейцарии в деревне Ла Рош в трицати милях к юго-востоку от Женевы. Он был четвертым ребенком в семье Иоганна Бринера и его жены Марии Хубер фон Виндиш. Всего в семье было восемь детей  - семь сыновей и одна дочь. Вскоре семья Бринер  вернулась в деревню Мёрикен-Вильдег, к северо-западу от Цюриха, гражданами которой они являлись.  Как и большинство окружавших их семей, Бринеры были протестантами и принадлежали лютеранской церкви. В деревне Мёрикен – Вильдег Бринеры жили в собственном доме. Это был самый обычный сельский двухэтажный дом с соломенной крышей, но достаточно просторный для такой большой семьи.
       Именно отсюда и началась удивительная одиссея этой семьи, ставшей одной из самых ярких страниц в истории российского Дальнего Востока.
       Почти через сто лет, после рождения Юлиуса Йозефа Бринера, его внук Юл станет известным бродвейским, а затем и голливудским актером, и, давая интервью докучавшим ему журналистам, придумает красивую, романтичную историю о том, как его дед попал на Дальний Восток.
       По его словам, семья Бринеров была небогатой. Дать всем детям достойное образование родители не могли. Когда  Юлиусу или, как его называли в семье Жулю, исполнилось 16 лет, он будучи авантюрного нрава, в 1865 г. покинул родной дом и без гроша в кармане отправился странствовать, устроившись корабельным "коком" на судно, которое в конечном счёте привезло его в китайский город Шанхай, а оттуда в японскую Иокогаму. По дальнейшей легенде,  якобы "торговое" судно, на котором Жуль отправился в плавание, на деле оказалось пиратским, и спустя какое-то время, жестокий капитан оставил парня на произвол судьбы в Иокогаме (уйдя в море без него), и молодому человеку пришлось искать себе другую работу. Находясь в Иокогаме, Жуль торговал шёлком и прочими экзотическими восточными товарами, сбывая их приезжим путешественникам. Там же, в Иокогаме он в первый раз женился на японке, и по случаю, устроился на работу в морскую торгово-экспортную кампанию. А дальше..? Дальше (по самой "романтической" версии), как это часто бывает в книжных романах, но очень редко в жизни:) хозяин той самой экспортной фирмы в которой работал "маль¬чи¬ком на по¬бе¬гуш¬ках" Жуль, оказался старым добрым и одиноким английским коммерсантом, который принял Жюля как родного сына и помог получить ему достойное образование, а Жуль стал его "правой рукой" во всех делах.
       В 1873 году, английский коммерсант на которого работал Жуль, решил открыть филиал своей судоходной компании в новом строящемся порту Владивостоке, куда и направил своего молодого 20-летнего помощника возглавлять филиал со штаб-квартирой в Иокогаме. Впоследствии, старик-англичанин в знак благодарности, оставил в наследство Жулю филиал своей пароходно-транспортной фирмы...
       Красиво! Не правда ли!?  Что ж, ради светлой памяти прекрасного актера Юла Бриннера дадим этой романтической легенде право на жизнь.
       Но, если исследовать эту тему, как подобает историкам, то следует обратиться к швейцарским архивам. А они расскажут нам совсем другое.  Впрочем, и в этом случае, остается много вопросов, на которые, пока, нет точного ответа.
       Согласно, швейцарским источникам,  родители отправили Юлиуса учиться в коммерческую гимназию в Женеве. Затем после обучения в компании «Данзас», он будучи молодым купцом, эмигрировал сначала в Японию, а затем приехав во Владивосток, основал там небольшую пароходно-транспортную кампанию с "офисом" в Иокогаме, занимавшуюся перевозкой торговых грузов в Японию и Китай. Но вот каким именно способом молодой человек добрался до Японии, и каким образом смог за столь короткий срок сколотить себе состояние,  позволившее ему организовать целую фирму, швейцарские источники умалчивают. Вот почему легенда, рассказанная Юлом Бриннером, имеет дополнительное право на жизнь.
       
       Теперь окунемся немного в историю образования г. Владивостока.
       В 1859 году Н.Н. Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил внимание на хорошо укрытую бухту. Генерал-губернатор предложил назвать её Золотым Рогом и приказал основать на берегах бухты военный пост, который он же, Н.Н. Муравьёв-Амурский, назвал Владивостоком. В 1860 году на берегу Японского моря был поднят государственный флаг Российской империи.
       В течение, десяти лет Владивосток так и оставался военным постом, пока 10 февраля 1871 года правительство не приняло решения перевести из Николаевска-на-Амуре во Владивосток порт с морскими учреждениями, резиденцию военного губернатора и главную базу Сибирской военной флотилии. С этого момента  Владивосток растёт уже стремительно. Значительно расширяется строительство административных и жилых зданий, расширяется торговля, начинают работать новые лесопильни и пять кирпичных заводов, мельница, пивоваренный завод. Развитию города способствовал также режим беспошлинной торговли. К 1874 году Светланская, главная улица Владивостока, вытянулась вдоль берега Золотого Рога почти на четыре версты. Улицу назвали так в память о визите во Владивосток фрегата «Светлана».
        В 1875 году военный губернатор Приморской области генерал-майор Симонов разрешил избрать во Владивостоке  городскую думу.
       10 мая 1880 года Владивосток с 7 300 жителями официально был объявлен городом и выделен из состава Приморской области как самостоятельная административная единица.
       
       Юлиус Йозеф Бринер, или как его стали называть Юлий Иванович, впервые появился во Владивостоке в 1874 г.  Его судоходное агенство в Йокогаме, тесно сотрудничало с Владивостокским торговым домом «Кунст и Альберс».  Молодого коммерсанта заинтересовал новый строящийся российский город.
       Вот как в своей книге "Империя и Одиссея. Бриннеры на Дальнем Востоке России и за его пределами" описывает появление Юлиуса во Владивостоке его правнук Рок Бриннер: «Юлиус Бринер приехал во Владивосток в середине 1870-х, энергичный и самоуверенный в свои 25 лет. Хорошо сложенный, невысокий ( не больше пяти с половиной фунтов). У него были аккуратно прямо разделенные темные волосы и густые усы. Настоящий швейцарец во всем: в поведении, в манере одеваться, в умении вести дела. Взыскательный в счетах, ведомый предприимчивым любопытством, он брался за любое дело, в котором видел потенциал, в котором была новая возможность роста его коммерческому делу. Он рисковал, но и не боялся риска. Его можно было назвать даже спекулянтом, но хотя он был честолюбивым человеком, он умел сочетать свои интересы с интересами общества, которое окружало его. С самого начала было ясно, что он приехал сюда, что бы помочь построить в этих дебрях современный город и основать в нем свою деловую империю».
       Юлий Бринер тогда еще не говорил на русском языке, но от своих деловых партнеров Кунста и Альберса, он быстро узнал, и о городе, и о порте, и о выгодах которые он получит, если переместит офис своей фирмы во Владивосток. (Порт Владивосток был объявлен безпошлинным, т.е за вход в него не брался портовый сбор, что сулило большие выгоды торговым компаниям). И он принимает решение окончательно обосноваться во Владивостоке. Его семья осталась в Японии. Поначалу, Юлий Бринер часто навещал их, но по мере перемещения фирмы на новое место, эти встречи становились все реже, а после окончательного переселения прекратились совсем.
       Во Владивостоке Юлий Бринер близко подружился с Михаилом Ивановичем Янковским, польским дворянином, сосланным  в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 года. Через пять лет, освобожденный по амнистии, Янковский перебрался в Уссурийский край,  и в 1879 г. поселился в урочище Сидеми в 170 км от Владивостока, рядом со своим хорошим знакомым, другом и первопроходцем этих мест капитаном Фридольфом Геком.  Первоначальное название Усть - Сидеми место получило в честь реки и бухты, возле которой оно расположилось. Политическая ситуация в то время еще была далека от стабильности, и жизнь в Уссурийском крае не отличалась спокойствием и безопасностью, чему способствовала «прозрачность» почти неохраняемых границ.
       Однажды, когда Янковский вместе с Геком уехал на остров Аскольд за своей семьей, на их поселение напали хунхузы. Они убили жену Гека, его работников, а шестилетнего сына забрали в плен. Имущество было разграблено, постройки сожжены, а сами хунхузы беспрепятственно ушли за границу. После этого, Ф. Гек почти оставил Сидеми и жил во Владивостоке, а семья Янковских осталась и стала строиться заново, не забывая заботиться об укреплении собственной безопасности.
       Михаил Янковский пригласил своего нового друга Юлия Бринера на свою заново отстроенную заимку и познакомил его со своей женой Ольгой и ее кузиной Натальей Иосифовной Куркутовой.
     Наталья Иосифовна была дочерью заместителя начальника Владивостокского порта Иосифа Ивановича Куркутова. В 13 лет Наталья осталась без родителей, и заботу о ней взяла на себя ее двоюродная сестра Ольга. Когда они встретились с Бринером, ей было 16, а ему 33, но это была любовь с первого взгляда.  Бродя вдвоем по окрестности уютной бухты, они решили не уезжать отсюда никогда. Вскоре Юлий Бринер приобрел у Ф.Грека 50 га земли, на которой была заложена усадьба новой семьи. Вместе с Янковским и другими поселенцами, они создали добровольную дружину и успешно вели борьбу с хунхузами.
       Бракосочетание Юлия Ивановича и Натальи Иосифовны состоялось 1 ноября 1882 года во Владивостокской Успенском соборе. Поручителями у жениха были фотограф Карл Карлович Шульц и прапорщик 1-го Восточно-Сибирского батальона Магнус  Генрихович фон Риттергольм; у невесты – капитан-лейтенант Сибирского флотского экипажа Петр Иванович Колчак и дворянин Михаил Иванович Янковский.
       В этом счастливом браке родилось семеро детей: Леонид (1884), Валерия (1885) умершая во младенчестве, Маргарита (1887), Борис (1889), Феликс (1891), Мария (1893) и Нина (1895).
       С 1880 г. Ю.И. Бринер вошел в первую пятерку дальневосточных коммерсантов, организовав компанию, объединенную с английским и германским капиталом, “Торговый дом Бринер и Ко”.
       В 1890 году  Юлий Бринер принял русское подданство.
       В 1891 году Ю.И. Бринер основал с купцом второй гильдии Андреем Николаевичем Кузнецовым новую компанию, которая занялась стивидорскими работами в порту, хранением грузов в складах и отправкой их адресатам. В этом же году, тремя месяцами позже, была заложена Транссибирская магистраль. Дела быстро пошли в гору. Точность и обязательность выгодно отличали фирму “Бринер, Кузнецов и Ко” от конкурентов.
       Вскоре фирма занялась и земельными операциями во Владивостоке, быстро построив несколько домов, ставших украшением города. Справочник “Весь деловой и торговый Владивосток” за 1924 год сообщал, что Бринеры и компаньоны имели верфь на мысе Чуркин и собственные дома по ул. Федоровской, 3 и 8, ул. Алеутской, 15 (ныне здание Дальневосточного морского пароходства), ул. Светланской, 55/1, ул. Васильковской, 13 и небольшой дом в пригороде.
        В 1896 г.  – Ю.И. Бринер становится купцом 1-й гильдии и почетным гражданином г. Владивостока.
      В сентябре 1896 г.  Ю. И. Бринер подписал с корейским правительством соглашение об образовании «Корейской лесной компании», согласно которому компания получала преимущественное право вырубки лесов в верховьях реки Туманган, в бассейне реки Ялу, а также на острове Уллындо сроком на 20 лет. Корейское правительство получало четверть активов компании, и четверть прибыли в обмен на гарантии отсутствия тарифов и налогов на деятельность компании. По договору компания должна была приступить к работе до декабря 1897 г., в противном случае Бринер лишался концессии.
       Однако реально развернуть какую-либо активную деятельность Юлию Ивановичу не удалось, и он решил продать свою концессию. Покупатели нашлись в Петербурге, и не где нибудь, а в высших эшелонах власти. В итоге сделка была заключена.  Но безграмотные действия русских чиновников в Корее, привели к обострению отношений с Японией, которая так же преследовала здесь свои интересы, и в результате, это стало одной из причин Русско-японской войны. (Подробнее об этом, вы можете почитать в разделе дополнительных материалов).
       Круг интересов Бринера не ограничивался только коммерческой деятельностью. Он активно интересовался историей края. Неудивительно  поэтому, что в 1884 году он стал одним из основателей  первой научно-просветительской организации на Дальнем Востоке - Общества изучения Амурского Края. Небезынтересно познакомиться со следующим фактом его бескорыстной помощи Обществу. Внимание коммерсанта давно уже привлекали холмы из ракушек около его усадьбы. Понимая, что они могут представлять интерес для науки, Бринер дал Обществу деньги на археологические раскопки, которыми занялся учитель В. Маргаритов. Поиски увенчались блестящим успехом, и решено было опубликовать их результаты вместе с рисунками и таблицами. Для этого требовалось изготовить высококачественные литографии. Ни в Японии, ни в Китае за эту работу не взялись. Тогда на заседании распорядительного комитета выступил сам Бринер, невольный виновник этой проблемы: «- Не стоит отказываться от первоначальных планов, - заявил он. - Этот способ потребует много времени, но зато он сделает возможным обставить издание точными таблицами и рисунками, крайне необходимыми для работы, результат которой заинтересует всех антропологов Европы. Эта работа даст им возможность сравнения остатков каменного века далекого Дальнего Востока с тем, что ими уже открыто в Старом свете. Я берусь отправить рисунки в Германию и оплатить все расходы».
       Весной 1887 года на пароходе пришли во Владивосток прекрасно выполненные литографии, сделанные в Берлине.
       Это был далеко не последний акт доброй воли этого человека. Когда встал вопрос о строительстве здания музея Общества, он согласился войти в строительную комиссию, выделив при этом значительную сумму денег.
       В 1908 году Бринер начинает лесоразработки на северном Сахалине. Полученную продукцию он сбывал в Лондон, Шанхай, Австралию.  Одновременно он занимается и рыбопромышленностью на Камчатке.
       Но по-настоящему талант предпринимателя проявился у главы фирмы, когда он занялся разработкой тетюхинского месторождения. Еще в конце 90-х годов ХIХ столетия, сразу после открытия Ольгинского месторождения магнетитовых руд, Юлием Ивановичем Бринером была снаряжена небольшая экспедиция во главе с талантливым горным инженером Сергеем Васильевичем Масленниковым, с инструкцией застолбить площади Тетюхинского месторождения, что и было выполнено экспедицией. В последующие годы были произведены более детальные разведывательные работы и вскоре на исследуемой территории было выделено несколько рудников и площадей: “Верхний рудник” , состоящий из 4х площадей: Натальевской, Борисовской, Леонидовской и Маргаритовской, “Нижний (Мариинский) рудник”и некоторые другие, менее разведанные рудники: “Нининский”, “Феликсовский”. Все рудники и выделенные в пределах них площади предприниматель назвал именами своих детей и жены. В начале на рудниках добывали только свинец, но затем инженер П.Кир нашел богатое месторождение цинковых руд.  В апреле 1908 г. пароход “Селун” ушел в Германию с первой партией цинковой руды на борту 300 тонн. В сентябре того же года начали строить узкоколейную железную дорогу от рудников к бухте и оборудовать причал (ныне Рудная пристань). Задумались предприниматели и о строительстве обогатительной фабрики. В 1909 г. Бринером был подписан договор с фирмой “Арон Гирш и сыновья”, вскоре к договору присоединился предприниматель А. Петерсон. В результате на коммерческом небосклоне засверкала новая звезда, зажженная Юлием Бринером: “Акционерное горнопромышленное общество “Тетюхэ”, основной капитал которого составлял 1 млн. рублей. Тяжелый труд рудокопов ценился хозяевами акционерного общества: для рабочих было построено хорошее жилье, открылась больница, а их заработная плата была самой высокой в крае. (Подробнее о предприятиях в Тетюхе, вы можете почитать в работах историка Н.В. Колесникова, которые размещены в разделе дополнительных материалов).
       В 1914 г.  Юлий Бринер приобрел в собственность  Монгугайские угольные копи на берегу Амурского залива (район Барабаш). Он был не единственным, кого заботила эта отрасль. В регионе было около десяти различных угольных предприятий. Но развитие угледобычи в Южно-Уссурийском крае дала возможность командирам военных кораблей эскадры Тихого океана и Сибирской флотилии, а также у капитанов гражданских судов не бункероваться углем в иностранных портах. Теперь корабельные топки питались местным углем — качественным и более дешевым, чем у иноземных торговцев. Большим подспорьем стал местный уголь и для зарождающейся промышленности Приморья.
       Конец деятельности Юлия Ивановича Бринера в Приморье положила Октябрьская революция.
       В 1917 году, когда новое правительство пыталось закрывать все акционерные общества с иностранным капиталом, а Юлий Бринер отказался продавать  свои предприятия, чиновники фактически отстранили его от дел.
       Тяжело, очень тяжело, дожить до преклонных лет, и видеть, как на твоих глазах рушится дело всей твоей жизни. Юлий Иванович стоял у окна своего особняка на Алеутской улице смотрел и не узнавал Владивостока – города, который он наряду с другими купцами и промышленниками, практически строил своими руками. По улице шли колонны революционно настроенных людей. Они несли флаги и транспаранты, пели революционные песни, выкрикивали лозунги, зовущие к новой и светлой жизни. Но в этой новой жизни для него, Юлия Ивановича Бринера, не было места. Им не нужны были ни его знания, ни его жизненный опыт. А его предприятия они попросту забрали.
       Успокаивало лишь то, что заблаговременно выведенные за рубеж активы Компании «Бринер и К», в случае отъезда семьи из России, позволят его детям не испытывать нужды, и продолжить деятельность Компании за границей.
       Скончался Юлий Иванович Бринер 10 марта 1920 г.
      Еще в 1916 г, в  Сидеми, в лесном распадке, выходящем к берегу бухты Гека, Юлием Ивановичем был заложен семейный склеп. Идея его возведения принадлежала жене Юлия Ивановича Наталье Иосифовне, у которой в 1916 году умерла младшая сестра Антонина.  Гранитный камень белого цвета, для постройки склепа привезли из Финляндии. Верх склепа был застеклен. Строительство осуществляли китайские специалисты. Когда возведение склепа было завершено, в него перезахоронили останки членов семьи Бринер-Куркутовых, которые умерли ранее. Первой перезахоронили сестру Натальи Иосифовны, затем дочь Натальи и Юлия умершую еще в 1886 г, затем перенесли останки зятя А.А. Масленникова.
       Сюда, согласно завещанию Юлия Бринера, привезли и положили и его тело. А шестью годами позже в склепе похоронили и его жену.
       Здесь в Сидеми, тихом и уютном месте, том самом, которое он так любил при жизни и где  встретил свою любовь, Юлий Иванович надеялся найти вечный покой.
       Не получилось…
       В 1933 году, через два года, после того как последние представители семьи Бринеров покинули Россию, над склепом Бринеров был совершен акт вандализма, склеп был разграблен и частично разрушен.  Но до того как это произошло, чтобы избежать осквернения покоящихся в склепе тел,  все останки Бринеров  были кремированы лояльными к семье корейскими рабочими, а пепел развеян.
     Сегодня полуразрушенный склеп Бринеров служит достопримечательностью для туристов, посещающих Сидеми.
       В Советский период имя Юлия Ивановича Бринера, старались предать забвению.
       Но как отнять у народа память о человеке, если куда ни посмотри, все напоминает о нем и о его делах?
       С 1972 г Тетюхе стал именоваться Дальнегорском. По другому стала называться и река, и шахты, исчезло небольшое селение Бринеровка.  Но если вы доберетесь до Рудной Пристани, то перед вашим взором предстанет красивый скалистый мыс – Мыс Бринера, на котором стоит маяк, освящая путь входящим в бухту Рудная кораблям. От Верхнего Рудника до окраины Дальнегорска, еще тянутся остатки бринеровской узкоколейки. Есть в Дальнегорске и небольшая улица Бринера.  И хотя в самом Дальнегорске не прекращается палемика на тему можно ли считать Юлия Бринера основателем города, и до сих пор не решен вопрос с установлением памятника, но усилиями местных краеведов в Верхнем Руднике осенью 2010 г. была установлена мемориальная плита, посвященная Юлию Ивановичу Бринеру.
       Исчезло с карты Приморья и красивое название Сидеми. С 1972 года это место называется Безверхово, в честь никому не известного пограничника, когда-то служившего здесь, и погибшего в годы Второй Мировой войны где-то под Москвой. Но стоит ступить на эту землю, как сразу все здесь напомнит об истинных его героях живших здесь и осваивавших этот прекрасный край. И здесь есть свой Мыс Бринера, с которого открывается великолепный вид на бухту Гека и полуостров Янковского. Если подняться на вершину мыса и посмотреть на лево, то перед Вами предстанут развалины бывших имений Янковских и Бринеров. А если посмотреть на право, то за пляжными домиками местной базы отдыха, можно увидеть тропинку, ведущую к фамильному склепу Бринеров,  возле которого время от времени появляются живые цветы.
       Не забывают Юлия Бринера и в столице Приморья. Его имя носит одна из улиц в пригороде Владивостока. А в Краевом музее им. В.К. Арсеньева семье Бринер посвящена отдельная экспозиция.
Материал создан на основе краеведческих очерков
и книги Рока Бриннера "Империя и Одиссея.
Бриннеры на Дальнем Востоке России и за его пределами"

City1

Главная
Все права защищены 2011 г. Все материалы сайта, в том числе фотоматериал, являются собственностью авторов.
Перепечатка материалов возможна, только при наличии предварительного согласования с авторами
материалов и наличии в используемых материалах прямых ссылок на сайт. E-mail: