Дополнительные материалы по Року Бриннеру



Рок Бриннер. «Правда для цыгана - вещь гибкая»

       На русском языке вышла книга 'Юл: человек, который мог быть королем' об известном американском актере Юле Бриннере, написанная его сыном Роком. Несмотря на то, что он снялся в трех десятках фильмов, российские зрители в первую очередь помнят Юла Бриннера по вестерну 'Великолепная семерка', где он сыграл ковбоя Криса Адамса. С Роком БРИННЕРОМ встретилась корреспондент 'Известий' Наталья КОЧЕТКОВА.


             'Юл Бриннер мой отец, но он ваша русская звезда'


     - Вашим прадедом был швейцарский предприниматель Жюль Бринер, который иммигрировал в Россию и стал одним из основателей Владивостока, где и родился ваш отец. Почему отец старался скрыть свое происхождение и выдумывал разные небылицы про Сахалин, монгольскую и цыганскую кровь?
     - На то было несколько причин. Во-первых, история такая запутанная сама по себе, что он не рассчитывал, что журналисты ее правильно изложат. Во-вторых, он не родился в России. Владивосток не был Россией. В начале 1920-х это была Дальневосточная российская республика, почти отдельное государство. Когда он получил американское гражданство (ему было 21-22 года), то сказал, что родился на Сахалине, потому что тот входил в состав России. В-третьих, его практически вырастила семья Алеши Димитриевича, цыгана. А для цыгана правда - вещь достаточно гибкая. В 1960-е я тоже провел много времени с Алешей Димитриевичем в Париже, и он каждый вечер рассказывал мне историю цыганского народа, и каждый вечер это была другая история. Сегодня они происходили из Индии, завтра из Румынии, послезавтра из Египта. И мой папа делал то же самое со своей собственной жизнью.
     - Можно ли сказать, что семья Димитриевичей повлияла не только на жизнь, но и на актерский выбор вашего отца? Часто он играл довольно экзотические роли: король Сиама, Рамзес, князь Бунин, Тарас Бульба…
     - Нет. Юл Бриннер мой отец, но он ваша русская звезда. Он русский актер не только потому, что родился в России, но и потому, что учился у Михаила Чехова. Когда он стал звездой, он иногда мог сам выбирать себе роли, но будучи актером, он должен был и искать себе работу. Юл выглядел очень экзотично - его дедушка был швейцарец, а бабушка бурятка. Это ограничивало возможность выбора ролей, поэтому в начале своей карьеры ему давали роли только экзотических мужчин: египтянина, русского, короля Сиама. Но потом он решил доказать, что действительно может сыграть любую роль, поэтому настолько сильно было его желание делать 'Великолепную семерку', чтобы доказать, что он может играть американского ковбоя так же хорошо, как Джон Уэйн.
     - А что имел в виду Борис Хмельницкий, когда сказал, что только русский мог создать такой вестерн, как 'Великолепная семерка'?
     - Я не уверен, но думаю, он имел в виду, что только русский человек мог привнести в вестерн подобное ощущение веса и земного притяжения.
     - Юл Бриннер специально переехал в Америку, чтобы учиться у Михаила Чехова. Чем была обусловлена тяга к его школе?
     - Юл познакомился и начал работать с Чеховым еще в Париже в 1939-1940. Но потом Германия напала на Францию и им обоим пришлось убегать из Франции. Они провели короткое время в Англии, потом переехали в Коннектикут в Америку. Отец Юла Борис Бриннер был женат на известной актрисе МХАТа Кате (задумывается) - я не помню ее девичью фамилию (актриса студии Станиславского Екатерина Корнакова. - 'Известия'). Через нее он впервые познакомился с Михаилом Чеховым, причем он его очень любил и никогда не любил Станиславского. Разница в том, что Станиславский делал основной акцент на памяти актера, а для Чехова главным было воображение, потому что он считал его действеннее, чем память.


'Марлен Дитрих готовила для меня замечательный картофельный суп'


     - Правда, что в начале своей творческой карьеры Юл близко общался с Марлен Дитрих и что именно она убедила его обрить голову?
     - Нет, это была не она, хотя ей понравилось. Я хорошо знал Марлен, потому что когда я был еще маленьким мальчиком и мой отец был женат на моей матери, у нас была еще одна квартира в Нью-Йорке - специально для того, чтобы Юл мог проводить время с Марлен. И она готовила для меня замечательный картофельный суп, когда мне было шесть лет. Юл побрил голову во время съемок фильма 'Король и я' по предложению художника-постановщика.
     - Не могу не спросить про отношения отца с Мэрилин Монро.
     - У них была короткая любовная связь, но главное было в том, что они были друзьями и он заметил в ней великую актрису, когда все видели в ней только секс-символ. Когда снимался фильм 'Братья Карамазовы', то Юл и режиссер хотели, чтобы она сыграла Грушеньку. Мне кажется, она была бы замечательна в этой роли, по крайней мере в американской версии. Во всех своих романтических отношениях мой отец был очень великодушным человеком (смеется).
     - Вы росли среди детей кинозвезд, многие из которых стали актерами во втором поколении: Лайза Миннелли, Джейн Фонда, Майкл Дуглас. Почему даже после успешного дебюта в постановке по книге Жана Кокто 'Опий - дневник излечения' вы оставили актерскую карьеру и занялись историей?
     - Мои родители были актерами, и я вырос в театре. Я не хотел актерской жизни: проб, прослушиваний, ожидания ролей. Мои родители всегда восхищались писателями, и именно писателем я хотел стать. Даже когда я играл на Бродвее в этой пьесе для одного человека, я сам перевел текст и написал инсценировку.


          'Мой отец хотел усыновить Рудольфа Нуриева'


     - А прежние знакомства сейчас поддерживаете? Знаю, что Лайза Миннелли ваш близкий друг.
     - Я жил в Голливуде всего пять лет, а так как мой прадедушка швейцарец, который основал Владивосток, то я также являюсь гражданином Швейцарии. Я жил также в Англии, Ирландии, Франции и еще в десятке мест. Я никогда не разрываю дружбу, которая однажды установилась, но сейчас у меня другие стремления в жизни. С Лайзой мы друзья, и она была первой девочкой, которую я поцеловал, но мы настолько близки друг другу, что это исключает возможность романтических отношений. Потом, мы прошли через такое количество браков, что скорее общаемся как брат и сестра, а это обычно длится дольше, чем романтические связи. А в браке я не очень хорош, так считает большая часть моих бывших жен, но опять же (улыбается) если я встречу правильную женщину в России - кто знает...
     - Ваша юность пришлась на 60-е - всплеск рок-н-ролла, битломании... Насколько вы были всему этому подвержены?
     - Очень, мы были друзьями с 'Битлз' и с 'Роллинг стоунз', с которыми я работал. И рок-н-ролл сыграл в моей жизни огромную роль, и сегодня я читаю лекцию о его социальном влиянии. Я дружил с Полом, Джоном, Ринго, Джорджем.
     - А как вы познакомились?
     - (Вздыхает и смеется.) Это все произошло благодаря одному нашему общему другу - Таре Брауну, который умер очень молодым. Джон написал песню 'A day in the life' для альбома Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band о нем, а потом у нас было много вечеринок (смеется).
     - А что за легенда про усыновление Рудольфа Нуриева?
     - Да, это правда. Мы познакомились с Нуриевым на его спектакле в Париже, где он танцевал с Марго Фонтейн в декабре 1965-го, и тогда же подружились. Когда Нуриев сбежал из Советского Союза, у него не было паспорта - только какие-то дорожные документы. И ему было очень сложно переезжать из страны в страну. Отец хотел его усыновить не потому, что испытывал к нему отцовские чувства, а чтобы сделать его швейцарским гражданином, чтобы он мог свободно перемещаться, что для художника и танцовщика очень важно. Но у отца были проблемы со швейцарским законодательством, которое не позволяет человеку, имеющему сына, усыновить еще одного, старшего, поэтому ничего не получилось. Я продолжал поддерживать знакомство с ним после смерти отца. Руди - пример того, как слава отравляет человека. Вы знаете, что он делал в самом конце жизни? Он играл в 'Король и я', при том что не мог толком ни петь, ни играть.
     - При чтении книги возникает ощущение, что вы не просто описываете свои отношения с отцом, но и развеиваете те легенды, которыми его окружили он сам и журналисты…
     - Я написал свою книгу от всего сердца, но при этом я понимаю, что история моего отца одновременно счастливая и горькая. Несмотря на то что он был прекрасным актером, к концу своей жизни он был отравлен славой. Такая проблема была и у Элвиса Пресли, и у Мэрилин Монро, и у Майкла Джексона. В этой книге для меня было важно воздать дань своему отцу с помощью правды. Все эти истории касаются и меня, потому что если он говорит, что его предки были цыгане, значит, я тоже цыган? Я очень горжусь своими предками, Жюлем Бринером, основавшим Владивосток, этот прекрасный город, куда я собираюсь приезжать каждый год на кинофестиваль, который у них проходит в сентябре. Я надеялся, что в рамках Московского кинофестиваля будет маленькая программа фильмов Юла Бриннера, но, к сожалению, пригласивший меня господин Михалков повел себя не очень уважительно по отношению к моему отцу и по отношению ко мне. Предполагалось, что будет маленькая программа в Музее кино у Наума Клеймана, но этого тоже пока не происходит. Сегодня вечером будет акция, посвященная поддержке Музея кино, которому грозит закрытие, и, может быть, таким образом нам удастся его спасти.
Наталья Кочеткова.
 Газета «Известия»
        23.06.04



Главная
Все права защищены 2011 г. Все материалы сайта, в том числе фотоматериал, являются собственностью авторов.
Перепечатка материалов возможна, только при наличии предварительного согласования с авторами
материалов и наличии в используемых материалах прямых ссылок на сайт. E-mail: